Результаты достижения и проблемы реализации проекта «Разговоры о важном»

                                                                                      -Слайд1

Воспитательная деятельность на сегодняшний день — одно из самых сложных направлений в работе современного классного руководителя.

С 2022-2023 учебного года в школах России введены всероссийские классные часы «Разговоры о важном», которые, как оказалось на практике, очень интересны не только для детей, но и для учителей.  –Слайд 2

    — Слайд3 Это всё было и раньше, но привести в систему важные знаменательные даты, говорить о выдающихся личностях, о достижениях нашей страны, говорить о самом важном и родном – это замечательная идея, нашедшая отклик в душах каждого участника образовательного процесса. Ведь качественно проведенный в начале учебной недели разговор, поднятие флага Российской Федерации и исполнение гимна – это то, что задает тон и настроение учебной недели, что сближает детей и педагогов. Мы чувствуем себя сильными, уверенными, патриотично настроенными, частью великой огромной страны, которая сейчас переживает важные исторические события. И от того, каким образом и в какой форме им будет донесена информация, зависит то, какими людьми они вырастут, какие чувства будут испытывать к своей стране, к своей школе, к своей семье.

          Слайд4       Дети с удовольствием посещают эти занятия, где смотрят видеоролики, принимают участие в обсуждениях; они свободные и раскованные, ведь им не ставят оценок.

Я,как педагог, отмечаю только положительные эффекты проведения цикла занятий «Разговоры о важном». Их трудно измерить, но нельзя отрицать положительный качественный результат реализации данного проекта:

Слайд5 — воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей.

— совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений, навыков совместной деятельности, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности.  

 — повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России.

Важно, чтобы и учитель был просвещенным в том вопросе, о котором пойдёт речь на Разговоре о важном, поэтому к этим урокам, несмотря на то, что они идут 30 минут, предшествует большая подготовка. Ведь дети задают вопросы, а значит – нужно быть во всеоружии.

-Слайд6  И, конечно, если педагог сам не принимает близко к сердцу все то, о чем говорит, если имеет сам поверхностные знания по теме, не искренен в том, что говорит, эффект снижается до нуля. Несмотря на то, что на ресурсах информации достаточно для проведения Разговоров о важном, нужно подготовиться к неожиданным вопросам детей, к тому, что они захотят что-то узнать сверх темы, а значит – нужно «освежить» в памяти знания по теме.

Методика подготовки к «Разговорам о важном» проста, но интересна.

Слайд7 Шаг 1. Итак, с чего начнем? Изучение методических материалов, сценария и инструкций, просмотр видеоролика, интерактивного элемента (https://razgovor.edsoo.ru/). Я начинаю продумывать, о чем буду говорить с детьми уже в субботу – как только узнаю тему.

Слайд8 Шаг 2. Подбор материала и составление плана занятия. На этом этапе я распечатываю плакат на доску, несколько слайдов из презентации, Кроме того, дополнительно читаю о теме занятия, подбираю интересные видеоролики или показываю свои.

Слайд9 Шаг 3. Творческий элемент. Нужно обязательно продумать, какой творческий компонент будет у каждого урока. Например, разговор об учителях получился очень душевным. Дети настолько прониклись воспоминаниями о своих первых учителях, были сказаны такие теплые и трогательные слова. А уж тема блокады Ленинграда не оставила равнодушным ни одного ребенка. Слезы сдерживали все, смотря на страшные и трагичные документальные кадры. Учащиеся нашего класса приняли активное участие в акциях: «Письмо солдату», «Открытка воину».

В частности, на День матери мы делали подарок мамам моих учеников.

Слайд10 Шаг 4. Проведение занятия. Рефлексия.

 Собственно проведение самого занятия – это итог работы, вытекающий из предыдущих 3 шагов. В конце каждого занятия предполагается рефлексия — дети могут высказаться о том, что их заинтересовало, удивило, какие выводы они сделали.  Они с нетерпением ждут этого момента, так как привыкают делиться своими мыслями, донося их своим одноклассникам и классному руководителю.

Самое главное в «Разговорах о важном» — это избежать формализма и фальши, тогда дети вступают в диалог, слушают, смотрят. Формирование у подрастающего поколения традиционных российских ценностей и защита граждан России от насаждаемых чуждых для российского общества системы идей и ценностей — основа воспитательной работы в школе.

При проведении таких занятий важно помнить о том, что они не должны повторять традиционные для урока формы, ребенок не должен превращаться только в слушателя и пассивного потребителя информации.

Слайд11  В своей работе приоритет  отдаю тем формам работы, в которых ребенок занимает активную позицию (обсуждения, дискуссии, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры). На портале (https://razgovor.edsoo.ru/) представлены прекрасные материалы для подготовки и проведения занятий для учащихся разных возрастных групп.

Проект «Разговоры о важном» направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей родине — России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре, на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.

 Главной целью проекта является актуализация приоритетов государственной политики в области ценностных основ воспитания и социализации подрастающего поколения. Иначе говоря, проект  посвящен формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентиров обучающихся на основе базовых национальных ценностей, нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся,  историческому и экологическому просвещению.

Задача классного руководителя — сформировать и развивать у школьников любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм. Ему предстоит обсуждать  с детьми важнейшие вопросы, связанные с историей и культурой России, её ролью в мировых процессах, уделяя особое внимание региональному компоненту, специфике своего региона (праздники, традиции, обычаи, герои и пр.)

Основные темы занятий связаны с такими аспектами жизни человека в современной России, как знание родной истории, понимание сложностей современного мира, технического прогресса и сохранения природы, ориентация в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательное отношение к окружающим и ответственное отношение к собственным поступкам. События, люди, их поступки и идеи – все это может стать предметом бесед классного руководителя со своими обучающимися.        

Главной формой внеурочного занятия «Разговоры о важном» является беседа с обучающимися. Но для того, чтобы заинтересовать детей и вовлечь их в обсуждение текущей темы, недостаточно выстроить занятие в форме дискуссии или беседы.  При планировании занятия  не стоит забывать об играх, интерактивных заданиях, подборе дополнительного материала.

 Методические материалы для организации еженедельных занятий, включающие сценарий занятия, методические рекомендации, интерактивный визуальный контент, разрабатываются на федеральном уровне и размещаются на портале razgovor.edsoo.ru  Однако, для успешного проведения занятия «Разговоры о важном» с детьми, недостаточно  ограничиться  материалами федерального уровня. Чтобы активизировать деятельность обучающихся, учитель сам в первую очередь должен быть творческой личностью, любить свое дело и жить интересами детей. Пассивный учитель, не способный творчески действовать, не сможет пробудить интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение. Необходимо заранее производить отбор иллюстративного содержания, предусматривать релаксационные паузы, включать интерактивные и игровые приёмы, а также учитывать особенности мышления и восприятия обучающихся.

 И тогда «Разговоры о важном» станут не просто беседой между классным руководителем и детьми, а превратятся в увлекательное событие, способное научить ребенка действовать, чувствовать, принимать решения, вызывая неподдельный интерес у обучающихся к истории своей страны.   

Слайд12 В нашем классе все материалы о проведенных Разговорах о важном формируются в большую папку. Там же находятся и рабочие листы, которые оформляются ребятами в процессе уроков. Практически все темы позволяют детям в рабочих листах выражать свои взгляды, мнение. Дети периодически на переменах приходят пообщаться, открывают папку, перелистывают файлы, говорят – «А помните, мы с вами говорили о семейном празднике?», «А я вспомнил про еще одну пословицу о папе», «А я заходил на сайт Роскосмоса и смотрел, как подать заявку на полет в космос», «А давайте сходим на берег реки Сок – там можно навести порядок, я мимо проходил, видел». Это наилучшая оценка эффективности проведенных Разговоров о важном, того, что темы подобраны с учетом возраста обучающихся, они актуальны и способны вовлечь детей в эффективную  деятельность.

Данные занятия позволяют более предметно беседовать с детьми о каких-то знаменательных датах в жизни общества. Это не традиционный урок с оценками, контрольными и прочее. Темы занятий — это уроки реального диалога поколений и диалога ценностей. Искренне, без фальшивых нот можно говорить с учениками о любви к Родине, высоких нравственных основах нашего российского общества, раскрыть важное значение русской культуры.   

 Слайд13       Важным моментом является, к тому же и поддержка родительской общественности. На каждом родительском собрании я готовлю небольшой фотоотчет о том, каким темам были посвящены занятия, что обсуждали, какие вопросы поднимались, что дети говорили и тд. Родители единодушно высказывают свою поддержку проводимым занятиям, они поддерживают данную инициативу.

Слайд14 Таким образом опыт участия в проекте «Разговор о важном» показал, что это эффективный способ донести до ребенка правдивую информацию по вопросам общественно-политической жизни и помогать детям анализировать информацию, критически мыслить.

                  В целом проект»Разговоры о важном»,его задачи и смысл вызывают положительную оценку, способствуют общему развитию школьников, расширению их кругозора. Эти занятия вызывают заинтересованность школьников, родителей  и педагогов.

Занятия разработаны достаточно и в полном объеме, требуется минимальная подготовка учителя, так как все сценарии уроков и материалы к ним есть. Однако,я считаю, что проект еще требует доработки и совершенствования, чтобы его мероприятия стали подлинными разговорами о важном, уроками воспитания патриотизма и нравственности.

Мне, как педагогу, хотелось бы внести некоторые пожелания:

        — давать возможность учителю(классному руководителю) совместно с обучающимися определять свободные,близкие для них темы занятий(хотя бы несколько);

    -давать больше заданий в интерактивной форме;

      -в содержание уроков больше вкладывать информации по истории, культуре, робототехнике.

      Подводя итог своего выступления хочу сказать: Россия- сильная и крепкая держава. Современное поколение обязательно будет гордиться своей страной, ее историей и любить свой народ. Эти дети вырастут и станут полезными членами общества, профессионалами своего дела неравнодушными и крепкими духом. А мы, учителя, должны им в этом помочь!»Ребенок –это сосуд,»гласит восточная мудрость. А вот чем мы его наполним, зависит сегодня от нас.

-Слайд15

Добавить комментарий