«Развитие патриотического воспитания на уроках географии»

 «Любить свою Родину,

 – значит, знать её».

 В. Г. Белинский

       Образовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы, кроме коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, должны решать вопросы его социализации. Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения.

     В настоящее время особое внимание государства уделяется воспитанию подрастающего поколения в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны. Такая задача стоит перед обществом в целом и перед образованием в частности.

     В одном из своих выступлений В. В. Путин сказал, что «мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».

      Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления патриотического воспитания, любви к своей Родине школьников.

       В Концепции Молодёжного клуба Русского географического общества говорится, что «География в процессе становления личности человека играет большую роль. Она дает представление о картине мира и помогает определить место в этом мире, сформироваться как личности, воспитывает чувство любви к своему родному краю и Отечеству».

      География, как учебный предмет, синтезирует многие компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает обучающимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

  В целях осуществления патриотического воспитания решаются задачи:

  • показывать могущество нашей Родины – Российской Федерации, раскрывать разнообразие, красоту и богатства её природы;
  • воспитывать бережное отношение к природным богатствам и к тому, что создано трудом человека;
  • освещать героическую историю страны, боевые подвиги народа в годы Великой Отечественной и других войн, знакомить с местами боевой славы;
  • широко использовать краеведческий материал;
  • знакомить учащихся с новейшими достижениями географической, геологической, экономической и другими науками;
  • развитие любви и уважения к своему народу, традициям и культуре;
  • пользоваться материалами СМИ.

    Профессор Иван Александрович Ильин считает, что учитель должен стараться «пробуждать чувство патриотизма, а не навязывать его, а для этого необходимо быть самому патриотом и уметь показать детям то, что заслуживает любви и преклонения. Он должен, как бы вправить душу ребенка в духовный опыт его Родины, вовлечь её в него и приучить её пребывать в нём и творчески расцветать в нём. Тогда патриотическое самоопределение осуществиться свободно и непосредственно. И ребёнок станет незаметно живым органом своей Родины».

     В каждом курсе географии возможно патриотическое воспитание. Наша страна – самая большая в мире по площади, и поэтому её природа, люди и хозяйство настолько разнообразны. Именно с этих слов нужно начинать знакомить учащихся с нашей Родиной.

      Нужно говорить детям о символике России, слова «Родина», «дом», «держава», «Москва», «Кремль» и так далее. О том, что её населяют разные народы, но все они трудятся во благо своей Родины и едины в любви к ней.

     На уроках географии 6 класса мы ежегодно ведём свои наблюдения за погодой. При изучении главы «План и карта» предлагаю задания на определение расстояния, например, от Самары до Владивостока, а затем определить, за какое время можно преодолеть это расстояние и сравнить с расстоянием до Москвы. Ребята осознают, как же велика наша страна.

     Изучая тему «Условные знаки» обязательно подчёркиваю исключительное богатство России месторождениями полезных ископаемых, которых мы рассматриваем на практических занятиях.

     О милосердии и отзывчивости рассказываю в теме «Землетрясения. Извержения вулканов». Переживание трагических последствий этого природного явления на примере землетрясения в Ташкенте и Спитаке, в Нефтегорске, узнавая о том, как быстро пришла помощь со всех уголков страны, вызывает чувство гордости за нашу страну. Мы всегда в числе первых приходим на помощь тем, кто в ней нуждается, будь это Турция или Иран.

      О величии нашей Родины уместно говорить при изучении главы «Карта России» география 6 класс и курса географии России – 7 класс. Работая с картой, нужно обратить внимание, что ни в одной стране нет такого огромного количества рек: плавных, величавых рек равнин и стремительных шумных горных рек.

     Урок о реках очень насыщен. Нужно раскрыть много понятий, связанных с речной системой, характером течения. Провести описание реки по картам, лучше всё это сделать на примере Волги.

    Говоря о внутренних водах России, воспевая великие наши реки, озера, моря, обязательно подчёркиваю о том, что речушки нашей малой родины – это часть больших, могущественных рек.

     Знакомство с темой «Озёра» сопровождается рассказом о «Дороге жизни» по Ладожскому озеру.

        Гордость за уникальную природу своей родины вызывают уроки о могучих реках России, об озере Байкал, о крупнейших равнинах мира, расположенных в нашей стране. В этом курсе рассматриваются вопросы сохранения окружающей среды, рационального природопользования. На этих уроках я говорю о личной ответственности каждого из нас за чистоту своего дома, о практическом участии ребят в охране природы.  

        «Россию на карте мира» показываю в сравнении площади нашей страны с другими странами и даже материками и как не возникнуть чувству гордости за огромные просторы своей Родины!? Изучая границы, обязательно говорю о долге защищать их. Предлагаю изучить на карте их ландшафты с точки зрения пограничника, и учащиеся отмечают, как трудно патрулировать рубежи Родины в горах, в океане, в суровом климате, понимают, насколько это тяжело, значит служить идут люди мужественные, подготовленные профессионально и эта служба достойна мужчин.

      С каждым годом всё больше внимания уделяем изучению темы «Население России. Народы России». Ведь хозяйства без населения не может быть. Интересно проходят уроки-экскурсии по городам «Золотого кольца», при изучении темы Центральный экономический район. Знакомимся с памятниками культурного и природного наследия России. Изучая темы о формировании народных промыслов показываю, что они выросли из семейной традиции передачи мастерства от старшего поколения к младшему, а, следовательно, подчёркиваю важность семьи, что в последнее время является очень важным аспектом, способствует воспитанию патриотических и духовных основ личности учащихся за счёт предоставления им знаний о культуре разных географических районов, в том числе о народном искусстве, как части общемировой культуры.

      Рассказывая о потерях населения, говорим о тяжёлых для страны голодных годах, когда помогали выживать милосердие и сострадание людей, которые делились друг с другом последним. Изучая многонациональный состав населения страны, о терпимом отношении к другим религиям, традициям, привожу пример участия всех народов в Великой Отечественной войне, где они проявили мужество и победили, а затем все вместе восстанавливали разрушенную страну.

     Одно из средств патриотического воспитания на уроке географии — использование дополнительной литературы. Это и статьи из журналов, газет, и отрывки из художественной литературы. При этом отбираемое описание, должно открывать географическую специфику объекта, подчеркивать привлекательность, развивать интерес учащихся, волновать чувства.

     В курсе «Географии материков и океанов» 8 класса возможности воспитания патриотизма есть в темах «История открытия и исследования материков», где показана роль наших выдающихся путешественников, исследователей Ф. Ф. Белинсгаузена, М. П. Лазарева, В.Беринга, П. П. Семёнова-Тян-Шанского, Н. И. Вавилова, Н. М. Пржевальского, которые беззаветно и преданно служили своей стране. При изучении материка Евразия на карте дети видят географические объекты, названные в честь русских мореплавателей, путешественников, исследователей и слышат рассказы об этих мужественных, самоотверженных людях.

      Чтобы воспитать чувство любви к Родине, необходимо её знать. А ведь известно, что любовь к большой Родине начинается с любви к малой Родине – своему родному уголку.

     В.А.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал «Красота родного края – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Вот эту красоту и познаём, изучая географию родного края.

     Патриотические чувства, любовь к Родине у человека прежде всего связываются с родным краем, где он родился и живет.

     Главными задачами на уроках краеведения я поставила развитие познавательного интереса учащихся, воспитание экологической культуры, патриотизма, любви к своей Малой Родине.

       Мы изучаем природу, традиции, культуру, архитектуру нашего края. Знакомлю ребят какую роль Самарская область играет в жизни нашей страны, сейчас и в прошлом (Куйбышев – запасная столица). Здесь сосредоточены художественные, архитектурные ценности, которыми должен гордиться житель нашей области. Мы много говорим о бессмертном подвиге жителей области в годы Великой Отечественной войны – подвиге гражданском, военном и трудовом.

      На уроках краеведения также проводится экскурсия в школьный музей, где собран материал о выдающихся земляках, участниках войн, героях труда, учителях и других людях.

      Мы знакомимся с богатством животного и растительного мира, с месторождениями полезных ископаемых родного уголка.

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения – важнейшая задача школы, основа духовности и нравственности общества. Мы должны прививать учащимся любовь к Родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на Земле.

     Роль учителя географии донести до учащихся значение Великой Победы, воспитать любовь к нашей Великой Родине, к её многонациональному народу, показать, что Победа ковалась совместными усилиями всех народов: русских, белорусов, армян, осетин, казахов и др.

     Таким образом, можно сказать, что география и краеведение обладают довольно большим воспитательным потенциалом, позволяет прививать любовь к родной природе, воспитывать чувство гордости за достижения в науке и технике, позволяющие познать тайны природы.

Заключение

   Проблема патриотического воспитания – это проблема государственной важности. И я стремлюсь её решить на уроках географии и краеведения через развитие у учащихся духовности, нравственности, патриотизма. Воспитывать патриотизм – значит развить в ребёнке чувство святости дорогого и близкого, культивировать вдохновение и воодушевление перед священным, святое – это то, что дано, а священное – это то, что окружает.

   Патриотическое воспитание – это служение Родине, своему народу, своим близким. Фундаментальные ценности: Родина, Отечество, родная земля, семья, родители, дети, ближние. Эти ценности и формируются на уроках географии посредством патриотического воспитания учащихся.

  Процветание сегодняшней и будущей России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек, гражданин будет искренне любить свою Отчизну!

    Таким образом, уроки географии и краеведения в школе способствуют развитию интереса к родной земле, традициям и культуре своего народа, воспитанию патриотических чувств юных граждан страны.

         Литература:

  1. Виленский, В.М. «Использование произведений художественной литературы на уроках географии», «Образование в современной школе», 2000г. № 7
  2.  Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России», М.: Просвещение, 2010г.
  3. Ильин  И. А. «Путь  духовного  обновления»,  электронный ресурс,  www.paraklit.org/…/I.Iljin-Putj-…novleniya.htm
  4. Николина В.В.,  Алексеев  А.И.  «Методическое пособие  по  географии  населения  и  хозяйства  России», Москва «Просвещение»,  1997г.
  5. .Шилина О.А. «Воспитание патриотизма в процессе изучения краеведческого материала на уроках географии», (электронный ресурс) http://sibac.info/11996
  6. Щербакова В.К. «Воспитание патриотизма на уроках географии», статья;
  7. Электронный ресурс, http://www.odnako.org/blogs/putin-o-patrioticheskom-vospitanii-dopolneno-goszakaz-i-kontrol-v-kulture-obrazovanie/

Добавить комментарий