Учитель:
Тема урока: Личные местоимения .
Задачи
1. Закрепить понятие о местоимении, о роли его в речи;
продолжить знакомить с личными местоимениями;
учить правильному употреблению местоимений в устной и письменной речи, упражнять в определении лица, числа и рода местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
2. Коррекция и развитие слухового и зрительно восприятия, произвольного внимания, сохранной памяти, мышления на основе упражнений в распознавании лица, числа, рода местоимений. развитие устной речи, путем формулирования полных, доказательных ответов, пополнять словарный запас учащихся.
3. Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к родному языку, интерес к предмету, навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими учащимися класса, уважать окружающих людей.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
Учебники, тетради, схемы, таблицы, иллюстрации, ТСО, карточки, шарады.
Ход урока:
1. Организация класса.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
Это девиз нашего урока, к нему мы будем обращаться во время работы на уроке.
2. Актуализация знаний детей.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Работа в тетрадях, (число, месяц …)
2.1. Выборочный диктант.
Читаются предложения, дети выписывают местоимения в строчку, через запятую.
а)
Она весну встречает,
Серёжки надевает.
б)
А потом ты покатился
И назад не воротился.
в) Как пустился я по улице бежать…
г)
Стул чинил сегодня мастер,
Клеил его и красил.
д)
Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём.
е) Открылись у лисят глаза, мать стала выгонять их из норы.
ё) И у меня бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами.
— Сколько слов вы выписали? (7).
— Проверьте себя: 2.2. Беседа по вопросам:
— Как называются эти слова?
— Почему эти слова называются местоимениями?
— Почему так называется эта часть речи? Что вы знаете о местоимении?
слова:
Я заменить могу любые части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
3. Обобщение изученного материала о личных местоимениях.
Индивидуальная работа по карточкам:
— Прочитайте предложения, которые у вас на карточках.
Лес пахнет дубом и смолой.
За лето высох он от солнца.
— Сколько предложений?
— Найдите основу каждого предложения.
— Чем выражено подлежащее? Поставьте вопросы.
— О каком сходстве с именем существительным вы можете сказать?
(Существительные и местоимения отвечают на одни и те же вопросы
7. Актуализация темы.
— Что такое местоимение?
— Какую часть речи заменяет местоимение?
— Местоимения в речи нужны …?
— Когда мы говорим о себе, какие местоимения употребляем?
— Обращаясь к другому лицу?
— Лицо или предмет о котором мы говорим называем?
— Назовите местоимения 1,2,3 лица.
-Почему местоимения называются «личными»? (Они указывают на людей, предметы). 3. Предлагаю вам игру «Вопрос — ответ». Условие: не называть имен. Ответы записываем в таблицу .
Как ты говоришь о себе? (я)
Как ты обращаешься к товарищу? ( На ты.)
Как ты говоришь о своем друге, когда его нет рядом? О подруге? (Он, она.)
Какого рода слова он, она? Слова какого рода не хватает? (Оно)
Как вы говорите о себе, когда вы все вместе? (мы)
Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А еще так обращаются к группе людей. (Вы.)
Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом? (они)
Вывод: личные местоимения бывают 1,2,3 лица, ед и мн числа.
Я и мы, ты и вы
Он, она, оно, они –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
8. Упражнение на распределение внимания.
-Хлопните в ладоши, когда услышите местоимение.
День, вы, окно, книга, ты, дети, я, дом, она, зима, мы. (!!! Или записать)
9. Объяснение нового материала. Местоимения изменяются по числам.
-Я веду урок? (Сколько человек?). Я одна -это местоимение ед. ч.
— А вы скажите о себе? Мы –это местоимение мн.ч.( Предлож.)
— Ты — местоимение ед. ч. Вы — это местоимение мн.ч.(Предлож.).
На «Вы» обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы. ( Пример).
— Он, она, оно – местоимение 3л. ед. ч. Они — это местоимение мн.ч.
( Сопровождается показом).
10.Отгадайте загадку.
Моё стихотворение — загадка
Про местоимения…
Утром —
Так заведено —
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар — птицей…
А стемнеет — ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, —
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл — плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА? (солнце, месяц, луна),
местоимение 3л. ед. ч.- изменяются по родам.
11.Физминутка.
12. Работа с учебником
Чтение правила с.49.
13. Закрепление пройденного материала.
I — А) с.49 упр.120. (2гр)
с.48. упр.119 (3гр).
Б) Замени местоимение ед.ч. на – мн.ч. (работа у доски).
II — «Хитрые вопросы».
— Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на)
-Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Дочка ответила маме
Четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты)
— Какие два местоимения мешают транспорту ездить по дорогам, да и нам с вами ходить? (Я-мы).
15. Домашнее задание.
С.48, упр. 119 (3-5) 3-4гр подчеркнуть местоимения, 2гр. определить лицо, число, род., если есть.
16. Итог урока.
Какую тему изучали? Что узнали нового? И т.д.
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они —
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
17. Анализ, оценки (комментарий)